Впереди сезон походов, я буду редко дома и у нас будет мало времени, чтобы побыть вместе. Поэтому, вопрос с походом стал таким срочным. Кажется совсем недавно мы просто ходили в походы. И вот, с нами маленький человек, который жаждет открывать мир, хочет быть любим и проявлять свою любовь и привязанность, жаждет постичь этот прекрасный мир. В походе мы отделили себя от бытовых и прочих проблем и вопросов и смогли сосредоточиться на Единое целое, где каждый и индивидуальность и частичка чего-то большего. Мы почувствовали это в походе. Мы вместе. Это так здорово. На природе мы особенно остро чувствуем, как нам хорошо вместе.

Тренажер для ходьбы

Одна из прелестей походов для детей – это естественная познавательная среда. В походе ребенок, особенно такого возраста, сам себе находит новые для него и развивающие занятия. Сама обстановка настолько необычна и безгранична, что просто изучая её, малыш неизбежно расширяет свои возможности. К примеру, чего только стоит ходьба по пересеченной местности: корешки, камешки, валуны, подъемы, спуски – лучшего тренажера для освоения ходьбы не найти! Уверен, каждый такой поход – заметный скачек в развитии способностей ребенка. Не смотря на то, что  стоянке, у костра множество потенциально опасных вещей, у нас на удивление не было оснований для тревоги за безопасность маленького открывателя мира. Может это индивидуально?

Угадайте, кто кого заставил отжиматься.

В книге Аршавского И.А. “Ваш малыш может не болеть” мне очень запомнилась одна из главных идей. Не ручаюсь за точное воспроизведение, делаю по памяти, но основная идея такова, что развитие нервной системы ребенка находится в тесной прямой зависимости от работы скелетных мышц. Безграничное поле: ходьба по пересеченке, лазание через камни и бревна, что-то принести, отнести, бросить (как оказывается, бросать можно почти все)

На лесной дороге

Свежий воздух Карпат, родниковая вода и вполне умеренные, на мой взгляд, нагрузки благотворно влияют на здоровье родителей, в данном случае на наше 🙂  Для Ксении, моей жены, очень важно побыть на природе, чтобы сменить на какое-то время среду обитания, отдохнуть психологически, получить полноценную разгузку мозгов, насладиться этой невероятной атмосферой.
У малыша в таком возрасте есть еще некоторые ограничения, которые напрямую влияют на стиль похода. Он еще не может преодолеть расстояния доступные 4-х летним не только физически, у него еще не развиты такие понятия, чтобы заинтересовать его долго идти в нужном направлении. Поэтому без переноски малыша не обойтись. Я носил Ярчика на плечах. Это удобно тем, что можно моментально менять “жанр” с малыша-пешехода на малыша-всадника на папе-коне и наоборот. Захотел идти – пожалуйста, захотел покататься – да легко. Но других бы предостерег. В этом жанре, в терминологии фрирайда – сплошная NO FALL-зона. Споткнуться, подскользнуться недопустимо – ребенок сидя на плечах находится на огромной высоте и совершенно беззащитен при падении. Так что этот способ переноски только для сильных и внимательных пап, с отличной координированной ходьбой по пересеченной местности. Причем, занятия спортом – не панацея (обязательное, но не достаточное требование). Остальным однозначно рекомендую использовать рюкзак для переноски детей, малыш при этом будет в гораздо большей безопасности.

Ночевка у Белого Камня

Одной из целей нашего похода были скалы Белый камень, а там, где есть скалы, там всегда достаточно мест откуда малыш может упасть. Всё банально просто – малыш всё время должен быть под присмотром, а в “no fall” зонах – полная готовность подстраховать, задержать, словить.

Ярчика костер и дым приводил в заметное возбуждение. Он проявлял интерес, но при этом на удивление, не пытался лезть в него руками, или совершать другие действия, в результате которых он мог бы упасть в костер. Возможно, сработал ритуал знакомства-предостережения, что в этом интересном явлении прячется опасность, сделанного доброжелательно-настороженным тоном.
Тропы были полны всяческих препятствий. Подстраховывали только в объективно опасных для малыша местах.
На стоянке было достаточно безопасной площади. Кто-то из нас старался быть в непосредственной близости только если ребенок заходил в определенные места: крутые склоны, непосредственно возле костра. В любом случае ребенок находился в поле зрения хотя бы одного из нас.
Это не первый наш поход. мы и раньше ходили в походы даже на несколько дней. но ночевали мы при этом в сравнительно комфортных условиях. Естественно, что задачей мы ставили не пройти какое-то расстояние, а окунуть малыша в определенную атмосферу. Если кто-то спросит у меня каких-то советов по этому поводу, то первое, что я скажу, это что начинать советую именно с однодневных походов. Для того, чтобы рассчитывать свой поход привожу свои эмпирические данные. Мы прошли около 3 километров набрав при этом 400 метров высоты.
Маршрут подбирали для начала попроще и поближе. Чтобы было недалеко добираться на автобусе и чтобы ближайшие возможные симпатичные стоянки находились не дальше двух часов ходьбы. Выбор пал на Белый Камень, что над селом Дора возле Яремче. В походе приходится учитывать режим дня ребенка. В нашем случае ключевые моменты это время подъема 7:00 и время дневного сна. Для нас идеально, когда дневной сон не позже 12:00, а получается, что мы в дороге, приехали на место и ребенку скоро пора спать. К концу подъема из села к ближайшему лесу, малыш стал капризным, хотел есть и спать одновременно. На привале минут через 10-15 малыш заснул сытый и довольный жизнью, мы же занялись приготовлением обеда. На следующий день мы учитывая это постарались выйти так, чтобы успеть достаточно пройти до дневного сна. Получилось.

Любимый способ передвижения

Дети в таком возрасте не дадут себя перегрузить. Они быстро просигнализируют о своей усталости желанием посидеть, покататься на плечах или в рюкзаке. Поэтому за ребенка в этом плане можно не переживать. Главное, быть готовыми нести его сколько потребуется.

Рюкзаки оказались вполне подъемными, даже с учетом того, что меня жена нагрузила не походной едой, а домашней: фрукты, овощи, а снаряжение у нас не легкоходное. По возвращении домой весы показывали 21 и 12 кг.
Вещи и снаряжение распределили следующим образом. У мамы личные вещи, вещи ребенка, подкорм для ребенка (фрукты, сухофрукты и т.д.), кое-что из моих одежек, остальное мне: палатка, один одноместный, но большой зимний пуховый спальник, которым мы накрывались втроем, костровое снаряжение, продукты, моя одежда, аптечка, ремнабор и прочие мелочи.
С автобусом не повезло. Спринтер, в котором практически нет багажных мест, вентиляции, было душно. Малышу в отличии от нас было явно жарко даже в футболке. Не сильно, но капризничал.
Нести рюкзак и малыша одновременно оказалось не так уж и сложно, если по ровному или на спуске, но набор высоты стал для меня в некоторой степени неожиданностью. Я облегчал свою участь не только более частыми остановками, но и тем что снимал малыша и давал ему возможность походить. Нас абсолютно устраивал его темп передвижения, единственное, на чем приходилось работать, это задавать ему иногда нужное направление. Вторую половину подъема малыш ходил меньше – хотел есть и спать, пришлось взять на плечи, чтобы побыстрее добраться до стоянки в лесу.
Сися и сон. Мы в это время готовим обед. Поели. Когда малыш выспался, покормили его и пошли дальше.
Тут он сытый и довольный жизнью большую часть дороги прошел самостоятельно. Когда на тропинке появились камни и корни, малыш даже оживился. Ему явно понравились своеобразные ступеньки из торчащих из земли камней и корней деревьев. Он умышленно петлял по тропе, выискивая возможность наступить на очередную ступеньку. На некоторые препятствия ему приходилось даже заползать, но это его не останавливало.
Так мы дошли до Белого Камня.
Осмотрели стоянку, нам понравилось, захотели остаться. Здесь же решили и заночевать.

Собиратель шишек

Тут Ярчику полное раздолье и полигон для исследований. Палки, шишки, камни. Все новое, можно потрогать, совершать манипуляции (мы очень любим найти емкость и заполнять ее находками). И праздник по полной, когда разложили вещи. В ход пошли карематы, посуда и т.д. В общем, чем занять ребенка вопрос не стоял, он сам находил себе занятия. Мы как можем стараемся делать что-то вместе с ребенком. Пусть это будет чуть дольше, но это изучение мира. Так мы поставили палатку. Палатка вызвала неподдельный интерес. Не смотря на то, что Ярко видит ее впервые, четко знает и хочет попасть внутрь.

В палатку мы попали “такие как надо”, т.е. готовность к сну полная, но успели подурачиться в пуховом спальнике. Спали как под большим одеялом, родители по краям, ребенок посередине. Важный момент – все, что может теоретически понадобиться малышу среди ночи должно быть внутри палатки. Протек памперс, а за сменкой пришлось вылазить из палатки.
Утром мы встали как для нас довольно поздно, в шесть-полседьмого. Пока ребенок спит, попили воды, я сходил за водой к роднику. По возвращении меня уже ждал маленький исследователь, который затащил меня на плоский большой камень и заставил меня отжиматься. С таким сыном папе хилость не грозит. Отдельная история со сковородкой из нержавейки. Она, как показала практика, очень хорошо катится вниз по крутому склону. Мы ее поднимали, возвращали владельцу и веселье повторялось.
Быстро собрались, чтобы было больше времени на прогулку перед дневным сном и в путь. Старались ходить ножками, а на спине ездили не от усталости, а для удовольствия: удобно сидеть, высоко, все видно, можно папе крутить уши и ковыряться в них пальцами (а ковырять мы любим: пластилин, что-угодно, даже землю ), дергать за волосы, обнимать-прижиматься.
На полонину пришли как-раз вовремя. Перед сном было время и погулять, и позагорать, и поиграть, и поесть. После сна еще раз поели и начали спуск в Делятин. Время от времени парень ходил пешком, в большей части ехал на спине – у нас осталось мало времени на путь домой. Но все сложилось очень удачно. В километре-полуторах от Делятина нас подобрал местный дедушка на Ниве и подвез прямо к остановившемуся рейсовому автобусу. Дорога домой в современном автобусе была на порядок комфортнее, к тому же мы еще максимально раздели малыша, не только для того, чтобы ему было легче переносить жару, но и дать ему больше свободы – он мог свободно перемещаться по нам и нашим сидениям.
Этот поход обострил наше чувство единой семьи. Мы словно проснулись. Мы радуемся просто тому что мы вместе. Мы благодарны природе, друг другу, нашему сыну просто за то что это все происходит. Мы как через увеличительное стекло разглядели и прочувстовали маленького человека, который каждый день постигает что-то новое, открывает мир.
Уже на спуске мы начали прикидывать, когда и куда отправиться в следующий раз. В походе здорово не только нам, но и нашему сокровищу. Может мы себе льстим, но нам обоим показалось, что после похода малыш стал заметно больше говорить, пусть на своем непонятном нам языке.